7 мар. 2010 г.

Валерий Энгель: "Латвия не прошла через процесс очищения"

За сутки до традиционных событий 16 марта в Риге пройдет международная научная конференция, посвященная итогам Второй мировой войны и теме Холокоста. "Мы считаем, что дискуссия профессиональных историков и архивистов — это продуктивнее, нежели уличные баталии и шествия", — говорит первый вице–президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, кандидат исторических наук Валерий Энгель (Москва). Он прибыл в латвийскую столицу для подготовки конференции и согласился дать интервью "Вести Сегодня".


— Валерий Викторович, какова цель вашей конференции, почему ее решили провести в Риге, и связано ли это с 16 марта?

— Это связано не с 16 марта, а с теми процессами, которые, к сожалению, имеют место не только в Латвии, а во всей Восточной Европе. Речь идет о попытках обелить нацизм и реабилитировать тех, кто ему служил, кто участвовал в убийствах мирных граждан. Почему это происходит? Я бы выделил две причины. Во–первых, страны Восточной Европы не прошли процесс денацификации, то есть очищения от нацистского прошлого, от нацистского коллаборационизма. Германия этот процесс прошла, причем он для этой страны проходил в очень тяжелой форме, и мы видим, что подавляющее большинство населения крайне негативно воспринимает любые проявления неонацизма, даже слабые попытки оправдать режим Третьего рейха.


Вторая причина ревизионизма более банальна: время идет, и уходят свидетели злодеяний нацизма, вырастает новое поколение, которое не знает той страшной истории, и появляются желающие переписать историю, сказать, что в годы Второй мировой войны имело место не массовое истребление людей, а всего лишь военное противостояние двух режимов, нацисты же просто боролись… с советским режимом, с большевиками.

Видя все это, мы сделали ставку на активизацию диалога и дискуссий профессиональных историков.

Конференция в Риге — это еще одна попытка дать возможность говорить о событиях Второй мировой войны историкам и архивистам, у которых на руках факты и документы. Мы очень хотим, чтобы началось тесное сотрудничество архивистов Латвии и России. Хотя существует договор о доступе к архивным материалам, на практике зачастую многие архивные материалы остаются для специалистов закрытыми, прежде все это касается личных дел, а ведь именно там можно почерпнуть самую важную информацию.

Хочу подчеркнуть, что конференцию в Риге проводят две организации — наш конгресс русскоязычного еврейства и "Балтийский форум", а не какие–то другие структуры, например, антифашистский комитет.

— Как вы полагаете, решение президента Латвии отпраздновать в Москве 65–летие Победы поможет окоротить ревизионистов?

— Президент Латвии поступил мудро, и его шаг, во–первых, будет способствовать улучшению латвийско–российских отношений. Власти Латвии показали свое позитивное отношение к разгрому нацизма.

— В Латвии, да и в ряде других восточно–европейских стран, модно стало "объединять" и ставить знак равенства между нацизмом и сталинизмом. Как вам такое сравнение?

— В свое время израильский премьер Бегин на подобные попытки приравнять сталинизм к нацизму отвечал так: "Сравнивать Гитлера со Сталиным — это все равно что сравнивать убийцу с грабителем". Разница, как вы понимаете, между тем, кто ворует, и кто убивает — огромная. Поймите меня правильно: я не испытываю никаких сентенций к сталинскому режиму, как и к любому тоталитаризму. Я противник режима в Иране, в свое время был возмущен режимом в Камбодже, но нацизм от всех других режимов, включая людоедских в Африке, отличается тем, что идеологи нацизма ставили собой целью уничтожить народы и даже целые расы! Причем они не только теоретически ставили такую задачу, но и активно ее реализовывали, уничтожая миллионы людей по этническому признаку! Я в СССР привлекался к уголовной ответственности по статье — "за действия, порочащие советский политический и общественный строй", то есть был диссидентом. Да, меня допрашивали, но никто меня и мою семью в газовую камеру не отправлял. Не понимать, не чувствовать этой разницы — это значит идти против фактов, против совести. Нацизм — это самое страшное, что было в истории человечества. К счастью, эта чума была преодолена, побеждена, но расслабляться нельзя. Мы видим, что все чаще предпринимаются попытки не только преуменьшать масштабы Холокоста, но и вообще отрицать сам факт трагедии! Одна из задач нашего конгресса — давать этим попыткам отпор. Но, повторюсь, отпор не путем каких–то шествий, а путем серьезных научных конференций. Документы, свидетельства очевидцев, зафиксированные на видеопленку, документальная хроника — это более мощное оружие в споре, чем уличные стычки.

Кстати, очень часто попытки приравнять советский режим к нацистскому в странах Восточной Европы, включая Латвию, предпринимают те политики и общественные деятели, которые сами в свое время состояли в компартии. Может, они таким образом хотят оправдаться? Я в компартии не состоял, советскому строю дифирамбы не пел и поэтому могу говорить без оглядки на прошлое.

— Валерий Викторович, а чем ваш конгресс отличается от Всемирного еврейского конгресса?

— Вся суть отражена в названии — мы занимаемся поддержкой и защитой наших соплеменников, которые являются выходцами из бывшего Союза. Не секрет, что многие из них в своих странах довольно сильно ассимилированы — мы помогаем им вернуться в еврейскую жизнь.

— Антисемитизм в Восточной Европы, на ваш взгляд, растет?

— Антисемитизм, увы, был, есть и будет. Это болезнь не только Восточной Европы, но и всего мира. Кстати, в Западной Европе антисемитизм еще сильнее, чем в восточной части нашего континента. Например, во Франции или Бельгии он значительно сильнее, чем в Латвии. Многие французские евреи покидают Францию и уезжают в Израиль именно по причине антисемитизма, а не, например, по экономическим или политическим соображениям.

"Вести Сегодня" № 44.


Читать дальше......