16 февр. 2010 г.

МК: Зуб за зуб, съезд за съезд?

В понедельник начинается официальный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Россию. Некоторое время назад в России побывали с визитами глава Палестинской автономии Махмуд Аббас и лидер “Хамаса” Халед Машааль. За несколько дней до приезда израильского премьера агентству “Сохнут” не разрешили провести в Санкт-Петербурге съезд представителей еврейских общин со всего мира. Пошли слухи, что в качестве ответной меры израильские чиновники якобы рассматривают возможность отказа в проведения в Тель-Авиве Международного съезда русскоязычной прессы.

С просьбой прокомментировать эти события, а также дать оценку российско-израильским отношениям “МК” обратился к Дине Либстер, советнику президента Всемирного конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ), до недавнего прошлого пресс-секретаря премьера Израиля Биньямина Нетаньяху.

— На мой взгляд, причиной решения насчет съезда в Петербурге была организационная проблема, никак не связанная ни с визитом Нетаньяху, ни с российско-израильскими отношениями в общем. Не хочу выступать в роли адвоката или обвинителя ни одной из сторон. Налицо ошибка организаторов съезда, просто не справившихся со своей задачей и в итоге приведших к конфликтной ситуации, не нужной ни Израилю, ни России. Совершенно нелогично, что мероприятие, которое могло сыграть свою роль в укреплении российско-израильских отношений, завершилось таким конфузом. Что касается развития событий вокруг съезда русскоязычной прессы в Израиле, я об этом слышу впервые. Без сомнения, отмена такого съезда в Израиле стала бы ошибкой.

— Как бы вы оценили нынешние отношения России и Израиля?


— После восстановления дипотношений в 1991 году взаимоотношения Израиля и России быстро прогрессировали и сегодня достигли хорошего, устойчивого уровня. Налицо положительная динамика развития двусторонних отношений в экономике, туризме, культурном сотрудничестве. Безусловно, у сторон есть свои государственные интересы — в вопросах отношений с палестинцами, арабскими странами, Ираном, — но по всем моментам они, безусловно, в состоянии достичь если и не единой точки зрения, то хотя бы компромиссных позиций. Когда мы говорим о связях России и Израиля, не стоит забывать о таком уникальном факторе, как народная дипломатия.


— Несмотря на явно положительную динамику, российско-израильские отношения все же не отличаются особой стабильностью — и случай со съездом “Сохнута” тому подтверждение…


— Мне кажется, необходимая стабильность может быть достигнута именно в период правления Нетаньяху. Из руководителей Израиля никто, даже Шарон, лучше нынешнего премьера Израиля не понимал важности роли России в мировой политической игре и ту роль, которую играют “русские” евреи в жизни Израиля. Он всегда уделял внимание русскоязычной общине. Нетаньяху обладает редкой для политика особенностью оценивать события с точки зрения исторической справедливости. Он сын историка, он из семьи, в которой всегда было принято анализировать события именно с исторической точки зрения. Поэтому никто лучше него не разберется в подоплеке российско-израильских отношений. И он как никто другой желает, чтобы этим отношениям был дан толчок по сравнению с тем, что было раньше.


— В последние годы израильские руководители бывают в Москве намного чаще, чем их российские коллеги в Иерусалиме, — израильтян не смущает подобная статистика?


— Не имеет значения, на чьей стороне проходят встречи. Вы знаете, не только во время визитов президентов и премьер-министров решаются важнейшие вопросы двусторонних отношений. Они решаются и на уровнях меньших рангов. Не вижу в этом ничего необычного. Главное, чтобы встречи происходили, контакты не прекращались.


— На ваш взгляд, по каким критериям будут оцениваться результаты нынешнего визита, ведь за исключением договора, касающегося совместного празднования 65-летия Победы над фашизмом, не планируется подписание крупных экономических или важных политических соглашений?


— Отсутствие в нынешней программе визита крупных экономических соглашений, как ни странно, я считаю положительным моментом. Это показатель того, что на уровне советующих министерств такая работа ведется ежедневно и постоянно, и если нужно подписать какие-то экономические соглашения — их подписывают профильные министры. И когда происходят встречи первых лиц, то им совершенно не обязательно тратить время на это. Что касается целей визита, то, насколько мне известно и как публиковалось в прессе, в первую очередь повестка дня будет сконцентрирована вокруг вопросов международной безопасности. А что может считаться главным достижением? Как можно больше взаимопонимания! Читать дальше......